© Автор: Кирюхин Д.В.


АННОТАЦИЯ

Статья посвящена освещению роли цвета в процессе репрезентации королевской власти первых представителей династии Тюдоров в Англии в к. XV – н. XVI вв. Основным источниковым материалом являются созданные придворными авторами парадные портреты, скульптуры, книжные миниатюры, геральдические символы, праздничных построек и другие неотъемлемые элементы жизни королевского двора с пышными и яркими церемониями празднеств, турниров и пиров, бракосочетаний и похорон. Целью исследования является определение роли и места цвета в создании авторами визуальных образов первых представителей династии Тюдоров. Поднимаемая проблематика находится на пересечении нескольких исторических субдисциплин, таких как новая политическая история, интеллектуальная история, новая культурная история, что обуславливает использование помимо методов традиционных для исторического исследования (историко-генетический, сравнительно-сопоставительный) и методов смежных гуманитарных наук – искусствоведения, включающих культурно-исторический и иконографический методы. Результаты проведенного исследования показали, что начиная с периода правления основателя новой династии Генриха VII Тюдора парадные портреты правителя активно распространяются, создается сохранившийся на многие столетия вперед визуальный образ монарха, включавший как использование «королевских цветов», контрастирующих между собой и вызывающих ассоциации с богатством и авторитетом короля, так и определенный набор деталей. Не меньшую роль цвет играл и в геральдике и тесно связанными с ней придворными мероприятиями. Такие цвета как красный и белый, прекрасно сочетавшиеся друг с другом, встречаются в нескольких вариантах: как цвета «королевских зверей» (красного дракона и белого пса грейхаунда), и как важный визуальный элемент нового символа английской легитимной государственности – тюдоровской розы.

 


ВВЕДЕНИЕ

Воцарение новой династии Тюдоров с победой Генриха Ричмонда на Босвортском поле 22 августа 1485 г., впоследствии короновавшегося 30 октября того же года в Лондоне как Генрих VII, неизменно связывается большинством исследователей с расцветом придворной культуры [18]. Помимо неолатинской поэзии и разнообразных нарративов, в том числе и исторических произведений, большую роль в процессах демонстрации и репрезентации играла визуализация образов власти посредством создания художественных произведений – придворных портретов и миниатюр, фресок и росписей стен, скульптурных изображений, реквизита для разнообразных праздничных мероприятий.

Необходимо отметить, что основатель новой династии, как и его потомки, прекрасно понимали всю важность этого процесса, создания в сознании подданных яркого и убедительного образа сильного справедливого легитимного правителя. Для этого королевский двор становится местом сосредоточения и поддержки культуры и ее носителей, сам король и его сторонники приглашают известных авторов-гуманистов, художников и скульпторов [10], многие из которых, например, Пьетро Торриджано или Ганс Гольбейн Младший широко известны и сегодня. Кроме того, Генрих VII, его сын Генрих VIII и Елизавета I в определенных случаях лично контролировали выполнение отдельных работ, связанных с подготовкой к празднествам, таким как бракосочетания, турниры, пиры и маскарады [11, p. 17–48]. Помимо музыки и поэзии к художественным интересам Генриха VIII относились строительство дворцов и коллекционирование гобеленов. Елизавета I также проявляла большой интерес к живописи, хранила личную коллекцию миниатюр под замком, существует мнение, что ее портреты, что не соответствовали ее вкусу и запланированному образу были преданы огню [12].

Целью данного исследования является определение роли и места цвета в создании придворными авторами первых представителей династии Тюдоров визуальных образов, отразившихся в парадных портретах и книжных миниатюрах, украшениях к многочисленным мероприятиям двора. Обозначенная проблематика находится на пересечении нескольких исторических субдисциплин (новой политической истории, интеллектуальной истории, новой культурной истории), что определило использование помимо методов, традиционных для исторического исследования, таких как историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, и методов смежных гуманитарных наук – искусствоведения, включающих культурно-исторический и иконографический методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Созданием визуального образа новой династии помимо художника короля (королевы), создававшего парадные портреты и миниатюры, занимались т.н. сержант-художник или сержант-живописец, который руководил росписями дворцов, карет, барж, изготовлением праздничных украшений, должность впервые появилась именно при Тюдорах – в 1511–1512 гг. [14], и распорядитель празднеств или пиров, должность, требовавшая скорее административного и хозяйственного, нежели художественного таланта [15, p. 117–164]. Помощь им оказывали многочисленные ученики, подмастерья и разнорабочие, работа над выполнением иллюстраций для иллюминированных манускриптов также поручалась отдельным мастерам. Многие совмещали при дворе сразу несколько разных должностей.

Рассматривая важность такого элемента как цвет в процессе репрезентации королевской власти и создания образа правителя, на наш взгляд, следует начать с геральдических символов. Именно гербы и эмблемы, содержащие в себе яркие и запоминающиеся символы, нередко имеющие глубокий смысл, встречаются не только на знаменах и латах рыцарского снаряжения, но и на страницах иллюминированных манускриптов. Еще до победы над войсками Ричарда III Йорка, хранившего на своем гербе белого кабана, Генрих Ричмонд выбирает для своих боевых знамен двух животных, которые впоследствии стали и персонажами, поддерживающими королевский войсковой щит: это красный дракон, символ Уэльса, откуда Генрих был родом, а также белый пес грейхаунд. Красный дракон, или И-Драйг Гох – древний валлийский символ, и сегодня присутствующий на национальном флаге Уэльса. Впервые красный дракон упоминается в «Мабиногионе», в повести «Ллид и Ллевелис» о короле Ллиде и его брате – французском короле Ллевелисе, избавивших Британию от постоянно дерущихся между собой красного и белого драконов [7], затем этот сюжет переходит в «Историю бриттов» Ненния [8] и «Историю королей Британии» Гальфрида Монмутского [3], последняя считалась авторитетным источников в годы правления династии Тюдоров [1, c. 81]. Мальчиком, рассказавшим о тайне драконов, был Мерлин, а красный дракон пророчествовал пришествие короля Артура. Таким образом, благодаря красному дракону Генрих Ричмонд становится прямым наследником легендарного короля Артура, да и его победа была уже предсказана и предрешена. После победы над белым драконом, а затем и белым вепрем белый цвет остается среди используемых Тюдорами в геральдике как цвет символа долга и верности – охотничьего пса грейхаунда (английской борзой). Белый грейхаунд также олицетворяет добродетель и достоинство, целеустремленность, стремительность и чуткость [9, c. 106–109]. Использование этих двух контрастных по отношению друг к другу цветов можно назвать исключительно удачным: их видно издалека, они прекрасно запоминаются и привлекают внимание, служат хорошим декоративным элементом.

Хотя в отечественной историографии закрепился термин «война алой и белой розы» в отношении противоборства династий Ланкастеров и Йорков [2, c. 243–257], в британской историографии доминирует другой – «Войны роз», появившийся и популяризированный несколько столетий спустя в «Истории Англии» Дэвида Юма (1762) и вошедший в широкое употребление в XIX в. после публикации исторического романа «Анна Гейерштейнская» (1829) сэра Вальтера Скотта, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в церкви Темпла. Однако именно Тюдоры начинают активно использовать символику роз как олицетворение двух противоборствующих домов, и вновь мы видим использование красного и белого цветов. Прекрасно сочетается с этим и факт бракосочетания Генриха VII с Елизаветой Йорской, демонстрирующий единение ранее враждовавших домов. Символически это подчеркивает новая роза – тюдоровская, сочетающая в себе лепестки красного и белого цветов. В британской историографии можно встретить и другое ее название – “Union rose”, т.е. роза Союза).

Помимо названных геральдических символов можно также отметить менее известные, такие как золотая замковая решетка – герб Маргариты Бофорт, матери Генриха VII, красные плоды граната и золотые стрелы – символы Арагона и Гренады – от Екатерины Арагонской, первой жены Генриха VIII, золотые цветы лилии, страусиные перья.

Встретить названные символы мы можем на знаменах, гербах, одежде. Тексты хроник свидетельствуют также о специально созданных к празднествам движущихся постройках – т.н. “pageant cars”, то есть праздничных машинах. Хроника «Прием леди Екатерины» анонимного автора, повествующая о прибытии испанской принцессы Екатерины Арагонской в Англию для бракосочетания с принцем Артуром, очень подробно сообщает о них. Встречается и активное использование названных цветов – красного и белого: «За ними следовала повозка с полотнищем из золота с четырьмя изумительными зверями: первыми из них были два великих льва, один из них красный, а другой – белый, третий – белый олень с золотыми рогами, четвертый – козерог, каждый из них имел по два человека внутри, их ноги были того же цвета и подобия, как звери, внутри которых они были…» [19, p. 64]

Дракона и белого грейхаунда рисовали на воротах; их скульптуры водружали на архитектурные сооружения: «…башня была прекрасно украшена, и на верхушке были большие гербы и на самой высокой из бойниц располагался ужасный красный дракон, держащий посох из железа, а посох венчала корона из золота. Пути для лошадей и проходы располагались под крыльями названной постройки (то есть дракона)» [19, p. 20].

Хроника сообщает нам также множество деталей, связанных с особым использованием цвета, в декорировании и убранстве залов дворцов и королевских резиденций. При этом доминируют яркие и контрастные цвета. Помимо красного и белого гостей пиров и празднеств окружает золото: еда подается исключительно на золотой посуде, одежда и другая утварь намеренно содержат множество украшений. Все это призвано подчеркнуть богатство королевского двора, его престиж и силу правителя [16].

В правление Генриха VIII при въезде в королевскую резиденцию в Хэмптон-корте на мосту были сооружены «Королевские звери» («Звери короля»; “The King’s beasts”) – скульптурная группа из 10 геральдических животных из белого камня. Они держат в лапах щиты с королевскими гербами, олицетворяя собой славную родословную короля и его третьей жены Джейн Сеймур. Некоторые из исследователей предполагают, что когда-то эти скульптуры были раскрашены, и даже предлагают свои варианты того, как они могли выглядеть – на основе изображений в иллюминированных манускриптах [13].

Красного дракона, белого грейхаунда и другие геральдические символы можно встретить в качестве иллюстраций и маргиналий на страницах многих нарративных источников рассматриваемого периода, при этом сам текст необязательно имел какое-либо отношение к истории Англии или самой династии [5, c. 570–579].

Рассматривая активное использование при дворе т.н. «королевских цветов», т.е. красного и золотого, необходимо обратиться и к парадным портретам, которые, хотя и приобретают все больше реалистических черт, в целом представляют собой набор деталей и элементов, служащих для создания у зрителя представления о великом правителе. Об этом свидетельствует крупный размер портретных изображений, использование королевских цветов, ярко контрастирующих друг с другом – черного, алого и золотого, повторяющиеся на разных портретах украшения и символы власти [6, c. 391–395]. Многочисленные сохранившиеся копии портретов говорят о том, что они «тиражировались и щедро жаловались государем городам, университетским колледжам, судебным корпорациям и прочим присутственным местам» [4, c. 22]. Образ короля как могучего, «уверенного в себе гиганта <…> стоявшего на широко расставленных ногах» как нельзя лучше демонстрируют созданные Гансом Гольбейном Младшим портреты короля Генриха VIII, получившие широкую известность [17]. Портреты Елизаветы I отличаются еще большим разнообразием. Кисти ювелира и автора многих портретных миниатюр Николаса Хиллиарда принадлежат два больших портрета королевы Елизаветы I ― «Пеликан» и «Феникс» (оба ― ок. 1572―1576). «Пеликан» получил свое название от кулона в виде пеликана, клюющего грудь королевы: как самка пеликана кормит своей кровью птенцов, так и королева символизировала самоотверженность матери Англии. Подвеска из жемчуга ассоциируется с богиней Луны, охоты и девственности Артемидой. На обоих портретах встречается изображение тюдоровских роз [20].

ВЫВОД

Подводя итоги, необходимо отметить, что особое место отводится цвету в геральдике и связанных с ней мероприятиях двора (турнирах, пирах, театрализованных представлениях, свадьбах, коронациях, похоронах, религиозных праздниках). Так, важное идеологическое значение приобретает новый символ английской легитимной государственности – тюдоровская роза, включающая в себя цвета (алый и белый) двух ранее враждовавших ветвей Плантагенетов. Не случайным является и выбор цвета других королевских символов – т.н. «зверей короля», поддерживающих королевский щит: у Генриха VII это красный дракон, олицетворявший родственные связи с Уэльсом и легендарным королем Артуром, и белый пес грейхаунд. Не меньшую роль эти образы власти играют и на страницах иллюминированных манускриптов, запечатленные на многих миниатюрах, а также, как свидетельствуют хроники, во время придворных празднеств с использованием украшенных площадок и движущихся машин. Королевские цвета, присутствующие на парадных портретах, призваны вызывать чувство восхищения у подданных и благодарных потомков.


 ЛИТЕРАТУРА

  1. Андре Бернар. История жизни и достижений Генриха VII / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Д.В. Кирюхин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 144 с.
  2. Браун Е.Д. Войны Роз: сравнительный анализ подходов российской и англоязычной историографии // Вестник РГГУ. Серия Исторические науки: Всеобщая история. 2010. № 18. С. 243–257.
  3. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. 288 с.
  4. Дмитриева О.В., Кудрявцев О.Ф., Руденко О.А., Якушева Г.В., Федосенок И.В., Гилилов И.М., Субботин А.Л. Тюдоры. Сила и власть. М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. 128 с.
  5. Кирюхин Д.В. Красный дракон и белый грейхаунд в нарративных и визуальных английских источниках начала XVI века. // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. А.Г. Голиков. М., СПб: Нестор-История, 2020. С. 570–579.
  6. Кирюхин Д.В. Образы королей Генриха VII и Генриха VIII в английском парадном портрете эпохи Тюдоров. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5. Часть 1. С. 391–395.
  7. Мабиногион. Легенды средневекового Уэльса / Пер. с валлийского В.В. Эрлихмана. 2-е изд. М.: Аграф, 2002. 416 с.
  8. Нений. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. 288 с.
  9. Фрайер С., Фергюсон Дж. Геральдика. Гербы – Символы – Фигуры. / Пер. с англ. М.Б. Борисова. 2-е изд., испр. М.: АСТ: Астрель, 2011. 252 с.
  10. Anglo S. Spectacle, Pageantry and Early Tudor Policy. Oxford: Clarendon Press, 1969. 375 p.
  11. Anglo S. The Court Festivals of Henry VII // Bulletin of the J. Rylands Library. 1960–1961. Vol. XLIV. Р. 17–48.
  12. Arnold J. Queen Elizabeth's Wardrobe Unlock'd. Leeds: W S Maney and Son Ltd, 1988. 396 p.
  13. Baty P. The King’s Beasts / The official website of Patrick Baty – Historical paint consultant. [L.], 2009. URL: http://patrickbaty.co.uk/2009/03/23/the-kings-beasts/ (дата обращения: 12.12.2022).
  14. Gaunt W. Court painting in England from Tudor to Victorian times. L.: Constable, 1980. 226 p.
  15. Kipling G. Henry VII and the Origins of Tudor Patronage // Patronage in the Renaissance / Ed. by G.F. Lytle, S. Orgel. Princeton: Princeton University Press, 1982. P. 117–164.
  16. Ridell J.E. “A Mirror of Men”: Sovereignty, Performance and Textuality in Tudor England, 1501 – 1559. Ontario: The Press of Queen’s University, 2009. 359 p.
  17. Rowlands J. Holbein: The Paintings of Hans Holbein the Younger. Boston: David R. Godine, 1985. 288 p.
  18. Starkey D. The English Court from Wars of the Roses to the Civil War. L.: Longman, 1987. 273 p.
  19. The Receyt Of The Ladie Kateryne / Ed. by G. Kipling. Oxford: Oxford University Press, 1990. 276 p.
  20. Waterhouse E.K. Painting in Britain, 1530 to 1790. New York: Penguin Books, 1978. 387 p.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке